Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания
Рекомендации для обучения самостоятельности
- Хвалите ребенка. Если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать ему не просто, что он хороший, а, что очень довольны тем, как сегодня он сделал то-то и то-то.
- Не делать за ребенка то, что он способен выполнить сам.
- Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно торопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время. Иначе вы неизбежно будете нервничать и подгонять ребенка, а он, в свою очередь, расстроится и не захочет больше повторять попытки.
- Атмосфера, в которой вы занимаетесь с малышом, должна быть доброжелательной.
- Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Сравнивать можно только с его собственными достижениями.
- Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому, если действия малыша говорить, что, у тебя получится, ты справишься - ребенок будет настроен на успех.
- Маленькие дети частенько забывают о поручениях, надо вовремя напомнить о них. Можно использовать специальные напоминали. Например, повесить на дверях картинку с цветочком и лейкой. Это обязательно наведет малыша на мысль о том, что пора полить цветы.
- Громадное значение в обучении самостоятельности играет личный пример.
- Работа должна быть по силам малыша.
Дети младшего возраста должны уметь:
- Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.
- Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать надевать, складывать, вешать, вывёртывать на лицевую сторону, пуговицы застёгивать, расстёгивать.
- Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.
- Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.
- Пить из чашки, есть, хорошо пережёвывая пищу с закрытым ртом.
- Правильно пользоваться ложкой (к концу четвёртого года жизни, салфеткой).
- Убирать после игры наместо игрушки, книжки.
Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста
- Обучение конкретным навыкам самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребенка, постепенно переходя к прямому обучению ребенка.
- Чтобы ребенок мог принять участие в этих процессах, он должен усвоить определенные действия и их последовательность.
Каждое утро (а так же после прогулки и вечером) ребенок должен умываться (мыть лицо, руки, шею, уши). Сначала нужно хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши. После умывания следует вытереться насухо чистым полотенцем. У ребенка должно быть свое полотенце. Если полотенце осталось чистым после того, как ребенок вытерся, значит, он умылся хорошо.
- В процессе прямого обучения скажите ребенку кратко и четко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребенок смотрит на вас.
- При необходимости покажите ребенку это действие сами. Показ должен быть неторопливым, четким и последовательным.
- После объяснения и показа, возьмите своими руками руки ребенка и проделайте вместе с ним нужное действие.Во время самостоятельного выполнения действия ребенком, поправляйте его корректно, поддерживайте его, спокойно говорите о том, что необходимо сделать именно сейчас («Давай есть медленно», «Говори, пожалуйста, тише»)
- Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребенка, типа нервной системы, от скорости запоминания, семейного отношения к чистоте и опрятности.
- В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия (удобная одежда, обувь, оборудование).
Например: в шкафах необходимо выделять для ребенка нижние полки для удобства, отдавать предпочтение одежде без лишних застежек и легких в одевании, это касается и обуви.
- Будьте терпеливы, не делайте за ребенка то, с чем он может справиться сам. К вечеру дети устают и их действия становятся медленными.
- Важно при формировании любого навыка, обучать детей определенным действиям, при этом делать эти действия, неоднократно повторяя.
- Главное условие при формировании навыков самообслуживания – это постоянное подбадривание и поощрение. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребенка – они дают ребенку чувство радости и подкрепляют его уверенность в том, что он может, и умет сам что-то делать. Но важно и не перехваливать ребенка. Хвалите ребенка за правильно выполненное дело. Используйте различные способы сказать ребенку, что у него все получается: «Очень хорошо», «Молодец!» и т.п.
- При формировании навыков самообслуживания у детей развивается самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культура поведения.
Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.
Организация питания
Ребёнок, посещающий дошкольное учреждение с пребыванием 10,5 часов, получает полноценное, сбалансированное питание, соответствующее возрастным и физиологическим потребностям.
Правильный режим питания в учреждении дошкольного образования предполагает:
- обеспечение приема пищи через каждые 3,5 - 4 часа в строго определенное время;
-организация трехразового питания при пребывании детей 10,5 часов.
Питание детей осуществляется на основе примерного десятидневного меню, утвержденного руководителем учреждения дошкольного образования и согласованного с главным государственным санитарным врачом Волковысского района. Меню составляется отдельно для детей от 1 года до 3-х лет и от 3-х лет до 6 (7) лет.
Уважаемые родители, с меню вы можете ознакомиться на специальных стендах в каждой возрастной группе. Составлением меню занимаются специалисты, которые учитывают суточный набор продуктов для каждой возрастной группы, объем порций, данные о химическом составе продуктов и др.
https://www.uovrik.by/ob-obrazovanii/doshkolnoe-obrazovanie/ob-organizaczii-pitaniya.html
Безопасность жизнедеятельности
Безопасность на воде
Дети обожают водные забавы. И все же вода – это, прежде всего, опасность, а не развлечение. Основное количество несчастных случаев на воде приходится на теплый период года. Открытые водоемы, безусловно, источник опасности, и поэтому осторожность при купании и плавании вполне оправдана. Основными причинами несчастных случаев на воде с участием детей, как правило, являются недостаточный контроль со стороны родителей, незнание правил безопасного поведения и неумение плавать.
5 мая 2024 года дежурный милиции сообщил спасателям о том, что житель г. Слоним спас ребенка, который упал в воду на одном из водоемов в райцентре.
Как выяснилось позже, инцидент произошел на водохранилище «Альбертинское» в районном центре. 10-летний школьник прогуливался вдоль берега водоема. В какой-то момент ребенок оступился, упал в воду и начал тонуть. 35-летний житель райцентра, проходя мимо, услышал крик о помощи и увидел, что в воде нескольких метрах от берега находится ребенок. Мужчина, не раздумывая, бросился на помощь. Он вытащил мальчика на берег и вызвал бригаду скорой помощи.
В состоянии средней степени тяжести медработники госпитализировали спасенного ребенка в центральную районную больницу.
Опасность, в особенности для маленького ребенка, представляют не только крупные водоемы, но и декоративные пруды и даже емкости с водой. Иногда достаточно небольшого количества воды, чтобы с ребенком произошла трагическая случайность. Даже бак с дождевой водой, стоящий во дворе, может представлять опасность.
Для предотвращения несчастных случаев на воде:
– не оставляйте детей без присмотра вблизи водоемов, даже если ребенок отлично плавает;
– запретите ребенку нырять с ограждений или берега;
– расскажите об опасности игр на воде;
– помните, что особую опасность для малолетних детей представляют любые емкости с водой (ванны, бочки, бассейны, ведра и др.).
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители (законные представители)
для каждого из нас важно сохранить свое здоровье и здоровье своих близких.
Поэтому просим внимательно прочитать предложенные памятки и пользоваться советами, изложенными в них, в практических ситуациях
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЮНЫХ ПЕШЕХОДОВ
Для всех родителей шесть полезных «НЕ»:
- Не перевозите малыша на своих коленях. При аварии вы можете его не удержать или придавить собой.
- Не пристегивайте малыша штатным ремнем безопасности без СДУУ. Таким образом, вы вряд ли убережете его: так как ремень рассчитан на взрослого человека.
- Не пристегивайте взрослого и ребенка одним ремнем.
- Не разрешайте ребенку стоять за спиной водителя, между спинками передних сидений.
- Не разрешайте ребенку сидеть на заднем сиденье спиной по ходу движения: при столкновении малыш упадет затылком вперед.
ПАМЯТКА по ПДД ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители! Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
- Не отпускайте ребенка без взрослых на дорогу.
- Держите ребенка за руку, не разрешайте сходить с тротуара.
- Приучайте ребенка ходить спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара.
- Напоминайте, что дорога предназначена только для машин, а тротуар для пешеходов.
- Выучите с ребенком стихотворение: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт».
- Приучайте к правилу: переходить дорогу можно только по переходу (наземному и подземному).
- Не разрешайте ребенку в общественном транспорте высовываться из окна, выставлять руки или какие-либо предметы.
- В личном автомобиле сажайте ребенка только в детское кресло.
- Не запугивайте ребенка улицей - панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность.
- Обратите внимание ребенка на то, что переходить дорогу можно лишь тогда, когда обзору ее ничего не мешает.
Уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Во всем мире от травм и несчастных случаев погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний. Страшно, когда ребенок погибает или травмируется находясь рядом со взрослым. И как бывает больно и обидно, когда Вы знаете, что трагедия могла быть предотвращена!
Чтобы ребенок рос здоровым и активным
Для того, чтобы ребенок вырос здоровым, нужно , прежде всего , наладить правильное питание. Питание формирует развитие интеллекта и центральной нервной системы, обеспечивает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
Ученые составили перечень наиболее опасных для детского организма продуктов. В десятку попали следующие продукты:
Чипсы – это кладезь жиров, углеводов, массы красителей, усилителей вкуса и канцерогенов. Кроме этого чипсы могут в разы увеличить риск возникновения рака, спровоцировать болезни сосудов, анемию, гипертонию, расстройство пищеварения и гастрит.
Сладкие газировки, типа «Кока-кола». Как правило, в них содержится консерванты (аспартам и бензоат натрия), которые способны не только изменять порог чувствительности вкусовых рецепторов, но и вызывать неконтролируемые вспышки гнева, злости, депрессии или паники, вялость, аллергические реакции, в больших количествах даже пищевые отравления и нарушения сердечной деятельности.
Фастфуд. Шаурма, беляши, картошка фри, бургеры и т.д. – отнюдь не детская еда. Все это жариться в обильном количестве масла. Самым легким последствием употребления таких «изысков» может стать пищевое отравление или расстройство желудка, а вот в будущем – эта «диета» грозит ожирением, слабоумием, нарушением обмена веществ, болезнями почек и сосудов.
Копчености и колбасы. В нынешней продукции этого ряда больше трансгенной сои, чем мяса, плюс бензопирен и фенольные соединения, а это все те же канцерогены.
Продукты с глутаматом натрия (Е621). Эта добавка способна значительно менять вкусовое восприятие, вызывать головные боли, вялость, сосудистые спазмы и нарушения обмена веществ. Читайте состав всего, что покупаете для ребенка и не выбирайте товары питания с пометкой Е621.
Маргарин. Сплошной генномодифицированный жир. Для малыша он опасен в чистом виде и как составляющая гастрономических изысков (пирожные, тортики, слоеное тесто, кремы). Кроме ожирения и нарушений липидного обмена, можно спровоцировать развитие диабета.
Кофе и энергетики. Если взрослый организм еще сможет справиться с такими напитками, то детский – однозначно нет. Нервное истощение, бессонница, приступы беспричинного страха, аллергические сыпи и болезни почек.
Жевательные резинки и желейные конфеты. Источник многочисленных вредных красителей, загустителей, стабилизаторов, консервантов и прочей химии. Как минимум, прямой путь к ожирению, кариесу и частым несварениям желудка.
Шоколадные батончики – это высококалорийная бомба с массой генномодифицированных продуктов и химических добавок.
Майонез и кетчуп. Если уж ребенок не представляет своего рациона без этих соусов, лучше делать их самостоятельно из натуральных продуктов.
Как научить ребенка правильно питаться?
будьте примером и ешьте полезную пищу;
соблюдайте режим питания, время приема пищи должно быть фиксированным;
вслух обращайте внимание, как еда пахнет и выглядит;
предложите ребенку вместе с Вами приготовить еду или поручите ему несложное действие, например, украсить блюдо по его желанию;
привлекайте ребенка к выбору и покупке продуктов, обращая внимание на полезность тех или иных товаров;
не давайте вредную пищу в качестве вознаграждения;
выключайте телевизор и иные гаджеты во время еды;
не держите дома конфетки, печенье и иные сладости, а вместо них поставьте вазу с фруктами, ягодами и орехами.
Здоровья Вам и Вашим деткам!!!
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как знакомить детей с профессиями»