План работы
педагогической лаборатории
«Лестница успеха»
государственного учреждения образования
«Гнезновская средняя школа» на 2024/2025 учебный год
Тема: формирование учебной мотивации учащихся на учебных занятиях
Цель: повышение профессиональной компетентности учителей в работе с низкомотивированными учащимися на учебных занятиях
Задачи:
обеспечить приобретение педагогами навыков планирования и самоанализа урока с точки зрения формирования учебной мотивации учащихся на учебных занятиях;
обеспечить овладение педагогами основными методами, приёмами и формами формирования учебной мотивации учащихся на учебных занятиях;
оказать консультационную помощь педагогам по подбору заданий по формированию учебной мотивации учащихся на учебных занятиях;
транслировать результаты через публикации в предметных журналах и республиканских сайтах.
План работы
педагогической лаборатории «Лестница успеха»
на 2024/2025 учебный год
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки проведения |
Методический выход |
1. |
Планирование работы ПЛ |
август, 2024 |
Календарный план работы |
2. |
Входная диагностика затруднений педагогов по теме ПЛ
Создание группы в Вайбере для дистанционного обучения и консультирования педагогов |
сентябрь, 2024
сентябрь 2024-май 2025 |
Общий документ |
3. |
Методический диалог «Эффективные методы и приемы работы с низкомотивированными учащимися на уроке» |
октябрь, 2024 |
Папка на гугл-диске с материалами по теме |
4. |
Педагогическая гостиная «Современные формы и методы организации дифференцированного подхода в образовательном процессе» |
ноябрь, 2024 |
Методический сборник «Современные формы и методы организации дифференцированного подхода в образовательном процессе»
|
5. |
Мастер-класс «Использование ЭСО на разных этапах урока как одно из средств повышения мотивации обучения» |
февраль, 2025 |
Техкарта мастер-класса |
6. |
Участие в педагогическом совете |
март, 2025 |
Материалы выступлений |
7. |
Трансляция наработок в республиканских изданиях |
апрель, 2025 |
Публикации в предметных журналах, сайтах |
8. |
Проведение итогового заседания педагогической лаборатории |
апрель, 2025 |
Аналитические материалы |
Состав педагогической лаборатории
«Лестница успеха»
ПЛ «Лесница успеха» |
|
1. |
Коляда О. Ю. - руководитель |
2. |
Андреева А.И. |
3. |
Конюк О.Л. |
4. |
Мазец А.В. |
5. |
Рыбина М.М. |
6. |
Садовская Т.В. |
7. |
Шиманчук Я.А. |
8. |
Шиманович А.В. |
ПАМЯТКА
«Работа с низкомотивированными учащимися»
1.Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.
2.Помни, что для низкомотивированных необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.
3.Начав работать со слабыми учениками на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных учеников, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.
4.Многократное повторение основного материала– один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок – это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.
5.Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.
6.Не следует понимать примитивно работу с низкомотивированными. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы с низкомотивированными будет меняться по мере развития учащихся.
- Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.
- Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.
- Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.
- У низкомотивированных плохо развито абстрактное мышление, лучше – наглядное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).
11.Для усиления эффективности работы с низкомотивированными учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Рекомендации
при работе с низкомотивированными учащимися
- При опросе «низкомотивированным» ученикам необходимо давать алгоритм ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке домашнего задания; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
- По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, которые помогут им последовательно изложить материал.
- Систематически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
- В ходе опроса и при анализе его результатов создать атмосферу доброжелательности.
- В процессе изучения нового материала внимание «низко мотивированных» учеников обращается на наиболее сложные разделы изучаемой темы. Необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими понимание учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
- В ходе самостоятельной работы на уроке «низкомотивированным» ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при устных ответах или в письменных работах.
- Необходимо отмечать положительные моменты в их работе, затруднения и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
Мастер-класс ЭСО (методический продукт)
методический продукт
методический сборник материалов педагогической лаборатории «Формирование учебной мотивации учащихся на учебных занятиях».