С 2020 года в учреждении образования реализунтся инновационный проект
"Внедрение модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города)"
Информационная характеристика проекта
Разработчик инновационного проекта: Король Наталья Ивановна, директор государственного учреждения образования «Гнезновская средняя школа», Островская Ирина Александровна, заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования «Гнезновская средняя школа»
Консультант проекта: Миленкевич Юлия Чеславовна, магистр образования, старший преподаватель кафедры образовательных технологий государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования»
Перечень учреждений образования, на базе которых осуществлялась инновационная деятельность:
Государственное учреждение образования «Дворецкая средняя школа» Дятловского района
Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г.п.Россь» Волковысского района
Государственное учреждение образования «Гнезновская средняя школа» Волковысского района
Государственное учреждение образования «Средняя школа №3 г. Скидель» Гродненского района
Государственное учреждение образования «Дотишская средняя школа» Вороновского района
Государственное учреждение образования «Правомостовская средняя школа» Мостовского района
Государственное учреждение образования «Гудогайская средняя школа» Островецкого района
Государственное учреждение образования «Литвиновичская средняя школа Кормянского района» Гомельской области
Государственное учреждение образования «Богатырская базовая школа Полоцкого района» Витебской области
Сроки проведения инновационной деятельности: 2020-2024
Актуальность инновационного проекта.
Актуальность проекта по внедрению модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка Гнезно объясняется:
позицией государственного учреждения образования «Гнезновский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» в агрогородке как важнейшего центра формирования современного воспитательного пространства на основе интеграции, собирания, возрождения ценного в окружающем социуме: исторического, культурного, педагогического;
воспитательным пространством учреждения образования, определенным образом, влияющим на формирование позиции сельского гражданина;
неполным использованием спектра возможностей за рамками школы в реальном жизненном пространстве: потенциал клубов по месту жительства реализован недостаточно;
специфическими характеристиками социокультурного пространства, в котором находится учреждение образования, является то, что 32 % учащихся - это дети, подвозимые в школу из 6 населённых пунктов, а их отдалённость от школы не всегда позволяет вовлечь этих детей в мероприятия 6-го дня, осложняет организацию досуга в каникулярное время;
ограниченными возможностями социальной сферы – объективной причиной интеграции усилий педагогов с немногочисленными учреждениями, хозяйством, расположенными в микросоциуме;
необходимость заниматься организацией социально-педагогической и социокультурной работы в открытой среде, имея целью оздоровление среды обитания ребёнка, преодоление отчуждённости детей и родителей, старшего и младшего поколений.
Цель инновации – повышение уровня организационного развития учреждения образования и формирование новой стратегии управления образовательными системами путем внедрения модели развития лидерской позиции в социокультурном пространстве агрогородка (малого города)
Задачи:
- Изучить теоретические основы проблемы развития лидерской позиции учреждения образования как коллективного субъекта управления.
- Обеспечить создание необходимой управленческой инфраструктуры для формирования в учреждении образования новой ситуации развития, обучения и поэтапного формирования новых профессиональных компетенций субъектов деятельности.
- Скорректировать выбор адекватных управленческих механизмов, необходимых для успешного внедрения модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города).
- Разработать стратегию и тактику внедрения модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города), реализовать планируемую деятельность по формированию новой стратегии управления образовательными системами, ориентируясь на результат.
- Разработать диагностический инструментарий и обеспечить мониторинг процесса и результатов внедрения модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города), изучить степень влияния уровня организационного развития на повышение качества жизни в социкультурном пространстве, а/г (м/г).
- Обобщить, описать и подготовить к тиражированию опыт реализации инновационного проекта «Внедрение модели развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка (малого города)».
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели
развития лидерской позиции учреждения образования в социокультурном пространстве агрогородка
Для реализации модели развития лидерской позиции учреждения образования в государственном учреждении образования «Гнезновская средняя школа» организована деятельность трёх центров педагогических инициатив: «Наш выбор – здоровый образ жизни», «Мой агрогородок: взгляд в будущее», «Азбука финансовой грамотности». Работа центров строится через деятельность объединений по интересам, клубов по месту жительства, педагогическое руководство детскими и молодежными инициативами, взаимодействие с родительской общественностью и социумом посредством организации и проведения различных тематических акций, конференций, круглых столов, дебатов, конкурсов. Планируется привлечение специалистов местных учреждений и организаций для проведения встреч и занятий с учащимися, родителями, местным населением.
Работа инициативного центра «Наш выбор – здоровый образ жизни» направлена на валеологическое просвещение участников образовательного процесса, реализацию молодежной инициативы по принципу равного обучения, организацию детско-родительского клуба спортивной направленности. Партнером данной инициативы выступает Гнезновская амбулатория врача общей практики.
Деятельность инициативного центра «Мой агрогородок: взгляд в будущее» направлена на создание положительного имиджа жизни на селе. С данной целью планируется организация совместной с КСУП «Гнезно» профориентационной работы, направленной на повышение престижа сельскохозяйственных профессий. Совместно с филиалом «Гнезновский дом культуры» будет реализовываться проект по организации досуга «Культурная суббота». Кроме того, деятельность в рамках инициативного центра «Мой агрогородок: взгляд в будущее» предполагает реализацию детско-родительской инициативы по благоустройству территории учреждения образования и агрогородка, социального проекта «Тепло сердец», направленного на оказание помощи пожилым гражданам. Здесь партнёрами учреждения образования станут Гнезновский сельский исполнительный комитет, больница сестринского ухода.
Инициативный центр «Азбука финансовой грамотности» направит свою деятельность на повышение уровня финансовой грамотности населения. Работа центра будет осуществляться через организацию объединения по интересам для учащихся «Финансовая и социальная грамотность», деятельность школьной бизнес-компании «Иголочка», организацию клуба по месту жительства для населения.
Критерии эффективности
1.Наличие в учреждении образования новой ситуации развития, обучения и поэтапного формирования новых профессиональных компетенций субъектов деятельности.
2. Сформированность у педагогов и управленцев новых профессиональных умений.
3.Реализация учреждением образования новой стратегии управления образовательной системой.
4.Степень влияния уровня организационного развития на повышение качества жизни в социкультурном пространстве а/г (м/г).
Литература
- Воронов, А. В. Исследуем тенденцию: институционное лидерство в современном образовательном контексте / А. В. Воронов // Адукацыя і выхаванне. — 2011.— № 9. — С. 23—33.
- Воронов, А. В. Создание системы комплексной поддержки участников инициативных групп как стратегический ресурс развития учреждений образования / А. В. Воронов // Кiраванне ў адукацыi. — 2012.— № 1. — С. 56—60.
- Кодекс Республики Беларусь об образовании (Раздел IV, глава 11, статья 105).
- Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. – М., 2000.
- Малиновский, А.В. Миссия лидерства в образовании/ А.В.Малиновский // Адукацыя і выхаванне. — 2011.— № 9. — С. 18—23 .
- Савелова, С. Б. Самоуправление мнимое и реальное / С.Б.Савелова // Адукацыя і выхаванне. — 2011.— № 9. — С. 34—40.
- Новые подходы в организации и содержательном наполнении шестого школьного дня: материалы семинара / сост.: Л.А.Кивлюк, Ю.Н.Шукайло. – Гродно: ГУО «Гродненский областной институт развития образования», 2011. – 66 с.
- Кивлюк, Л.А. Школа агрогородка как центр воспитательной и социокультурной деятельности в сельском регионе: пособие / Л.А.Кивлюк. – Гродно: Изд-во ГУО “Гродненский областной ИРО”, 2010. – 94 с.
- Кивлюк, Л.А. Научно-методическое обеспечение процесса общественной социализации детей и подростков / Л.А.Кивлюк //Праблемы выхавання. – 2009. – №3. – С.46 – 50.
- Кивлюк, Л.А. Проектирование как культурная форма инновационной деятельности в воспитании / Л.А.Кивлюк // Кіраванне ў адукацыі. – 2007. – №2. – С.7 – 10.
- Проблемы развития управленческого мышления и деятельности: коллективная монография / под ред. Ю.В. Громыко. – М., 1992.
- Щербова Т.В. Управление школой: маркетинговый подход: учебно-методическое пособие / Т.В.Щербова. - СПб.: СПбАППО, 2004. - 80 с.
- Глина, В.Н. Разработка программ специализаций в свете современных образовательных технологий / В.Н. Глина, Ю.Э. Белых, О.Н. Будько // Материалы междунар. науч. конференции «Менеджмент высшей школы: состояние и перспективы. – Гродно: ГрГУ, 2003. – С. 112–117 (в соавторстве).
- Глина, В.Н. Технологии разработки информационно-методического обеспечения экономического образования / В.Н. Глина // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. «Конкурентоспособность региона: состояние, проблемы, перспективы». – Ч.2. – Гродно, ГрГУ, 2005. – С. 89–92.
- Глина, В.Н. Разработка инновационных академических проектов в вузе / В.Н. Глина // Пути повышения качества профессиональной подготовки студентов: материалы междунар. науч.-практ. конф. Минск, 22–23 апр. 2010 г. / редкол.: О.Л. Жук (отв. ред.) [и др.]. – Минск: БГУ, 2010. – С.404–407.
- Гліна, В.М. Аб асаблівасцях інавацыйнай адукацыйнай прасторы ў памежным регіене / В.Н. Глина // Народы, культуры и социальные процессы на пограничье: материалы межд. науч.-практ. конф. Гродно, 22–23 февр. 2010 г. / редкол. Е.М.Бабосов (отв. ред.) и др. Гродно, ГрГУ, 2010. – С.432–435.
- Глина, В.Н. Методология эвристического поиска в современном научном знании / В.Н. Глина // Инновационные технологии преподавания вузовских дисциплин: сб. науч. ст. / ГрГУ им.Я.Купалы; редкол. Ли Чон Ку, В.В. Рабцевич (отв.ред.) и др. Гродно, ГрГУ. – 2010. – С.47–53.
- Стратегическое управление. Основные понятия и определения. [Электронный ресурс] / stplan.ru cтратегическое управление и планирование. - Режим доступа: http://www.stplan.ru/articles/theory/strman.htm. - Дата доступа: 18.07.2011.
- http://www.fpb-belarus.org/publ/SMP21.pdf
- Кийко, М.И. Менеджмент человеческих ресурсов – стратегия обеспечения включенного участия / М.И. Кийко, А.П. Ровбуть// Кіраванне ў адукацыі. – 2012. – №1. – С.40 – 48.
- Кіўлюк, Л.А. СПК як комплекс сацыяльна-педагагічнай падтрымкі дзіцяці: з вопыту рэалізацыі рэспубліканскага інавацыйнага праекта “Укараненне мадэляў выхавання з улікам рэгіянальных асаблівасцей” ў Поразаўскай СШ-СПК Свіслацкага раена / Л.А.Кіўлюк, В.Ф.Чорба. – Гродна: Установа адукацыі “Гродзенскі ДАІПК і ПРР і СА”, 2007. – 86с
Презентация социального проекта «Тепло сердец».
Презентация проекта лагеря труда и отдыха «PR-Лидер»
Презентация деятельности школьной-бизнес-компании